Системный анализ регулирования
-
Обновлено 14 Сентябрь 2016
Регулятивная реформа «Системный анализ регулирования»
В настоящее время Кыргызская Республика имеет нормативную правовую базу, которая обеспечивает деятельность предпринимательской среды и взаимодействие со всеми государственными институтами. Однако, изменяющаяся экономическая среда требует постоянного пересмотра нормативно правовых актов для более эффективного управления процессами регулирования взаимоотношений бизнеса и государства.
Во исполнение пункта 8 Указа Президента КР «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года №215, предусматривающий снижение административной и регулятивной нагрузки государства на предпринимательскую деятельность с применением «принципа гильотины», 19 марта 2014 года подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Кыргызской Республики и Центром Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в г.Бишкек по реализации проекта по регулятивной реформе «Системный анализ регулирования» (одобрен распоряжением ПКР № 87-р от 19.03.2014 г.).
В рамках реализации данного Меморандума Правительством Кыргызской Республики принято постановление от 12 января 2015 года №4, которым образован Совет по регулятивной реформе.
Целью деятельности Совета является внесение рекомендаций в Правительство Кыргызской Республики по признанию утратившими силу и/или внесению изменений/дополнений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Основными задачами Совета являются рассмотрение, принятие либо отклонение рекомендаций по устранению необоснованных и не ориентированных на рыночную экономику нормативных правовых актов.
Реформа направлена на выявление барьеров, мешающих ведению бизнеса в Кыргызстане и, как следствие, экономическому развитию страны – «Системный анализ регулирования».
Цель реформы:
- устранение барьеров, создающих искусственные пре¬грады для бизнеса;
- минимизация коррупции;
- создание благоприятных условий для инвесторов;
- устранение излишних требований для ведения бизнеса.
Основные выгоды для Кыргызстана от проведения регулятивной реформы:
• мощный политический посыл для потенциальных инвесторов, бизнес-сообщества и общественности о том, что Правительство КР проводит эффективную широкомасштабную регулятивную реформу совместно со всеми госорганами;
• законодательная база в сфере предпринимательства упрощается, создавая более благоприятные условия для бизнеса и инвестиций и сокращая возможности для коррупции;
• создание более простой и эффективной системы государственного управления (возможно, будут рекомендации по пересмотру отмене ненужных функций);
• снижение возможности для коррупции путем упрощения излишне сложных положений и ограничения чрезмерной свободы действий, предоставленных должностным лицам;
• укрепление государственно-частного диалога между государством и бизнесом;
• обеспечение реализации Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 гг.
Срок данной реформы составляет 3 года.
Реализация реформы:
Реализация данной реформы предполагает 3 этапа:
1-й этап - инвентаризация НПА, регулирующих предпринимательскую деятельность, составление исчерпывающего перечня НПА, регулирующих предпринимательскую деятельность.
На данном этапе:
- были обучены 84 члена рабочих групп из 34 госорганов по проведению инвентаризации и заполнению базы данных «Е-гильотина», в 34 государственных органах были созданы рабочие группы;
- 72 127 документов прошли первичный анализ (инвентаризацию);
- 1 487 документов, выявлены рабочими группами;
- 864 документов дополнены бизнес - сообществом и экспертами;
- 1996 административные процедуры, выявлены в ходе инвентаризации НПА;
- 247 приоритетные административные процедуры подлежат анализу и оценке в приоритетном порядке.
Таким образом, Советом по итогам первого этапа был утвержден Перечень НПА, регулирующих предпринимательскую деятельность в количестве 1068 НПА, в том числе 3388 документов.
2-й этап – анализ и оценка утвержденных Советом НПА.
На данном этапе 34 задействованных госоргана совместно с рабочим органом Совета провели анализ и оценку НПА.
В частности, критериями для анализа и оценки явились:
1) законность НПА (т.е. его четкое соответствие требованиям Закона КР «О нормативных правовых актах»);
2) необходимость и обоснованность НПА, достижение его целей и задач;
3) способствование экономическому развитию и конкуренции;
4) прозрачность и стабильность госрегулирования;
5) противодействие коррупции.
По результатам данного этапа были выработаны следующие рекомендации:
80% проанализированных НПА оставить без изменений;
по 20% - внести изменения или подать на утрату.
На сегодняшний день проходит 3-й этап - разработка и внесение рекомендаций по оптимизации НПА на рассмотрение Правительства КР.
Согласно результатам 2 этапа, экспертами рабочего органа Совета реализуется 3 этап реформы –выработка рекомендаций к НПА.
На сегодняшний день выработаны рекомендации к 191 НПА, рекомендации следующие:
- Признать утратившим силу - 76 НПА;
- Внести изменения – 41 НПА;
- Оставить без изменений – 75 НПА.
При этом, рекомендации были рассмотрены и утверждены на заседании Совета по регулятивной реформе 7 июля т.г.
Кроме того, государственными органами и рабочим органом Совета по регулятивной реформе в ходе инвентаризации НПА были выявлены 1996 административных процедур.
Бизнес-сообществом предложено провести выборочный анализ по 247 адмпроцедурам, являющиеся по их мнению «проблемными».
При этом, рабочим органом Совета по регулятивной реформе – Отделом по регулятивной реформе разработаны рекомендации с учетом международного опыта, а также предложений от бизнес-сообщества и государственных органов подготовлены первоочередные рекомендации по 97 административным процедурам, что составляет 42,2% от общего числа административных процедур, утвержденных Советом на прошлом заседании.
Рекомендации следующие:
1) признать утратившим силу - 47 административных процедур;
2) изменить - 42 административных процедур;
3) оставить как есть -8 административных процедур.
Затраты бизнеса для прохождения 97 адм.процедур в настоящее время составляют 2159 млн. сомов. После оптимизации затраты бизнеса могут быть сокращены до 42,2% и экономия составит 321 млн. cомов.
Данные рекомендации были рассмотрены и утверждены на заседании Совета по регулятивной реформе 7 июля т.г
Это только первый этап анализа и оценки административных процедур. До сентября необходимо провести анализ и оценку еще 166 оставшихся приоритетных АП.
Остальные рекомендации к административным процедурам будут внесены на рассмотрение Совета до конца текущего года.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и подлежащих анализу и оценке государственными органами (подробнее...)
Рекомендации по оптимизации административных процедур (подробнее...)
Рекомендации к нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую деятельности (подробнее...)
В Бишкеке прошло третье заседание Совета по регулятивной реформе под председательством Премьер-министра КР Т.Сариева
Во втором этапе будут проанализированы и оценены263 административных процедур в целях дальнейшей оптимизации
Ход реализации
Совет по регулятивной реформе под председательством Премьер-министра КР
Регулятивная реформа «Системный анализ регулирования»
Информация относительно реформы САР
Постановление Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2015 года № 4 О реализации проекта по регулятивной реформе "Системный анализ регулирования"\
28 января 2015г. в пресс-центре «Кабар» прошла пресс-конференция, основным посылом которой стало то, что правительство КР улучшит бизнес-среду через реформу законодательной базы.
Предприниматели высказались за проведение административной реформы в брифинге в «Вечернем Бишкеке» 10 декабря 2014 г.
В рамках масштабного проекта по регулятивной реформе «Системный анализ регулирования», реализуемого Правительством Кыргызской Республики совместно с ОБСЕ, проведены обучающие семинары для государственных органов по инвентаризации нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 19 марта 2014 года № 87-р
Указ Президента Кыргызской Республики от 12 ноября 2013 года УП N 215
О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти
Вопросы-ответы для РГГО (принцип е-Гильотина )
Заседание первого Совета по регуляторной реформе прошло в Доме Правительства